«Мама расстроится». Как защитники Белграда сбили самолет-невидимку США из старого советского ЗРК

>

F-117A, сбитый под Белградом 27 марта 1999 года

Wikimedia Commons

27 марта 1999 года в небе над Белградом произошло событие, обросшее мифами, — сербские силы ПВО уничтожили «несбиваемый» американский истребитель-бомбардировщик F-117 со стелс-технологией. Как все было на самом деле — в нашем материале.

Перспектива США

Истребитель-бомбардировщик F-117A ВВС США был сбит на четвертые сутки операции НАТО «Союзная сила», когда силы альянса начали бомбардировки Югославии. Самолет, построенный с использованием стелс-технологий (предполагают применение различных поглощающих и отражающих материалов, а также особенностей конструкции корпуса, которые минимизируют заметность истребителя), рухнул в 40 км к западу от столицы страны — Белграда.

«Была очень низкая облачность. Ракету я увидел, когда она уже пересекла слой облаков, сразу после запуска. Она шла под углом в 50 градусов ко мне. И как только я ее увидел, я понял: меня вычислили. Первая ракета прошла совсем близко над самолетом. Настолько близко, что самолет тряхнуло», — рассказывал впоследствии пилот F-117A подполковник Дейл Зелко.

Вторая ракета советского зенитного комплекса С-125 «Нева» поразила F-117A примерно в 20:55 по местному времени.

Самолет-невидимка

Сбитый F-117A Nighthawk создан на основе технологий 1970-х годов, а публике был представлен в 1988 году.

Первое боевое применение стелс-штурмовика F-117A стоимостью $45 млн за единицу произошло в 1989 году во время вторжения США в Панаму, а в 1991 году во время войны в Персидском заливе эскадрильи этих бомбардировщиков успешно и без потерь совершали налеты на позиции иракцев.

F-117 мог без дозаправки пролететь более 1 тыс. км, неся две 1000-килограммовые бомбы с лазерным наведением. Всего компания Lockheed Martin выпустила свыше 60 самолетов.

Из-за прилива адреналина Зелко не помнил, как дернул кольцо катапульты. Приземлился он недалеко от большого четырехполосного шоссе и спрятался в придорожной канаве. Лежа там, пилот чувствовал ударные волны от бомб, которые самолеты НАТО сбрасывали на окраины Белграда.

«Я думал: мама наверное расстроится, а я вряд ли сумею позвонить дочке на следующий день, чтобы поздравить ее с днем рождения», — вспоминал американец.

Зелко уже имел боевой опыт — он участвовал в операции «Буря в пустыне» в Ираке в 1991 году. Однако во время бомбежек Югославии ситуация была существенно другой. По его словам, американские пилоты хорошо понимали, что система ПВО противника остается опасной и эффективной — во многом благодаря советским радарам и зенитным ракетным комплексам.

Примечательно, что, по словам Зелко, в первые ночи бомбардировок пилоты НАТО должны были действовать как «миротворцы» и «хотите верьте, хотите нет — поначалу их информировали, что в случае попадания в плен летчики должны были утверждать, что не являются комбатантами враждебного Югославии государства».

Вылет 27 марта стал для подполковника третьим с начала операции — на своем F-117A он летал бомбить Югославию в первую и в третью ночи операции НАТО. Его задачей на этот раз был удар по «критически важным и сильно защищенным целям в Белграде и его окрестностях».

Поставленную задачу подполковник Зелко выполнить не смог (хотя в основном удары альянса были эффективными и нанесли стране ущерб минимум в размере $100 млрд). Спустя восемь часов в канаве пилота спасла поисковая группа ВВС США на двух вертолетах. Подобрав Зелко, американцы вернулись на авиабазу Авиано в Северной Италии.

Перспектива Югославии

F-117A подполковника Дейла Зелко был сбит 3-й батареей 250-й бригады ПВО вооруженных сил Югославии. Командовал ею тоже полковник — югославский военнослужащий венгерского происхождения Золтан Дани.


F-117A, подобный сбитому под Белградом

US Air Force

Его батарея прибыла на боевую позицию всего за 20 минут до поражения F-117A. Она состояла из четырех пусковых установок и радиолокационного комплекса советского ЗРК С-125 «Нева». На вооружение ВС СССР он был принят в 1961 году. Поразила самолет ВВС США ракета с номером 5В27Д, произведенная заводом им. XX партсъезда в Кирове.

«При помощи специальных средств устанавливаем ракеты. Угол подъема высокий. Ощущается некоторая вибрация, и я не знаю, что происходит в кабине. В воздухе не обнаружено близких целей, они на более далеких расстояниях на разных курсах. Неожиданно на радаре, согласно показаниям, был обнаружен объект по курсу 195°, расстояние 23 км. Говорю: «Дани, он идет на нас!» Объект приближается», — писал в отчете замкомандира батареи ПВО подполковник Джордже Аничич.

За считанные секунды радар C-125 смог обнаружить цель — хотя это казалось многим военным экспертам и стратегам того времени практически невозможным из-за стелс-технологий, обеспечивающих малозаметность F-117.

«Офицер поддержки докладывает: азимут 250°, расстояние 13 км. Дани приказал: «Поразить цель прямой наводкой, запуск!» Взрыв. Стартует первая ракета, через пять секунд вторая, операторы работают стабильно. Смотрю на экран. Яркая вспышка, взрыв первой ракеты рядом с целью. Цель уничтожена», — сообщил Аничич.

Спустя 20 минут расчет ЗРК получил команду сменить дислокацию. К тому моменту военные не спали уже двое суток. О сбитии стелс-истребителя расчет подполковника Золтана Дани узнал из выпуска новостей по радио. Это значительно подняло боевой настрой всей бригады. До этого момента бомбардировщики НАТО практически безнаказанно атаковали Югославию.

«Это война в Европе»: могла ли Россия спасти Югославию от бомбардировок НАТО

24 марта 1999 года США и их союзники по НАТО начали «гуманитарную интервенцию»…

24 марта 10:32

Американский самолет засекли и поразили ракетами на высоте более 8 км. Летчик впоследствии утверждал, что вечером 27 марта погода была плохой и вылеты авиации, подавляющей системы ПВО, были отменены, что позволило «сосредоточиться на них».

Впрочем, другие стелс-бомбардировщики смогли поразить намеченные цели. Ранним утром белградское телевидение показало кадры, на которых был обезлюдевший город, окутанный клубами химического дыма (НАТО разбомбило склад ракетного топлива в одном из пригородов).

Причины крушения F-117

Газета The New York Times писала, что «угольно-черный самолет с крыльями летучей мыши летает лишь на дозвуковых скоростях и не очень хорошо маневрирует».

«Незакрепленная дверь бомбового отсека заставляет самолет выглядеть таким же большим, как целый дом на радаре противника», — отмечалось в материале.

К тому же, стелс-технология на F-117A была к 1999 году устаревшей. По мнению военных экспертов, шок в медиа из-за потери F-117 был вызван мифом о неуязвимости и невидимости стелс-самолетов. Их действительно засечь сложнее, чем обычные самолеты, но малозаметность не означает неуязвимости, подчеркивали эксперты Университета Джонса Хопкинса.


F-117A, сбитый под Белградом 27 марта 1999 года

Wikimedia Commons

«Сегодня вечером фотографии горящих обломков транслировались по сербскому и американскому телевидению в течение нескольких часов, представители администрации не подтверждали потерю самолета до тех пор, пока пилот не покинул воздушное пространство Сербии. Пентагон не стал обсуждать причины крушения самолета», — говорилось в статье NYT от 28 марта.

Обеспокоенность американских СМИ вызвало и попадание стелс-технологий в руки сербов, а от них «к русским, поддерживающим Югославию».

Что было после

По одной из версий, США не пытались уничтожить новым авиаударом обломки самолета (он сохранился на 75%). А американские военные позднее признавали, что стелс-технологии F-117A не представляли особого секрета, ведь его часто показывали на авиашоу. По другой версии, авиаудар планировался, но США от него отказались: к моменту обнаружения обломков туда добрались журналисты CNN, и удар отменили, чтобы их не задеть.

Местные жители, первыми прибежавшие на место крушения, начали растаскивать самолет по частям. Как писали местные СМИ, цыгане утащили крыло и сделали из него крышу для туалета гравитационного типа; еще один крестьянин забрал кислородную маску летчика и продал ее китайцу.

Впоследствии часть обломков истребителя была выставлена в белградском Музее воздухоплавания. В его сувенирном киоске по-прежнему можно купить пронумерованные кусочки истребителя ВВС США.

Дани после завершения операции НАТО утверждал, что придумал секретную модификацию для ЗРК С-125, которая позволила сбить американский F-117. Но техническую документацию якобы уничтожили в сербском генштабе. Впоследствии он заявлял, что, помимо «секретной модификации», уничтожить «несбиваемый» самолет ему помогли упорный труд и точный расчет.

После войны Дани открыл пекарню в родной деревне. Каждый год 27 марта он выпекает торт в виде F-117. Однажды к нему в гости приехал сбитый им американский летчик Дейл Зелко, и они вместе разрезали торт с изображением истребителя. Потом Дани совершил ответный визит в Америку.


Подполковник ВВС США Дейл Зелко и полковник Югославских сил ПВО Золтан Дани через 12 лет после инцидента

Wikimedia Commons

Самолеты F-117 были сняты с вооружения ВВС США в 2008 году. ЗРК С-125 по-прежнему находится на вооружении армий более 20 стран мира, в том числе КНДР, Украины, Венесуэлы.

Сбитый 27 марта F-117A стал одним из двух самолетов, потерю которых НАТО официально признало по итогам «разбора полетов» во время бомбардировок Югославии.

postnew.ru

Share
Published by
postnew.ru

Recent Posts

Куриные окорочка в казане на костре

1 Приготовить куриные окорочка в казане на костре несложно, а получается ну очень вкусно! Мясо…

8 часов ago

Финская компания Nokian Tyres намерена выпускать шины из бересты

Компания уже договорилась со шведской Reselo AB об использовании специального возобновляемого эластомерного материала, изготавливаемого из…

16 часов ago

На LADA NIVA Legend опционально предложены светодиоды в секциях дневных ходовых огней LADA. LADA NIVA Legend.

По данным автопроизводителя, светодиоды делают LADA NIVA Legend более заметным, что положительно отражается на безопасности…

16 часов ago

Китайская компания разработала электрическую версию классического Volkswagen Beetle Volkswagen. Volkswagen Beetle.

Производством машины в стиле Volkswagen Beetle занимается базирующаяся в городе Циндао компания Wecan. Она специализируется…

16 часов ago

Старшеклассники в Вирджинии собрали 20 тысяч долларов и купили любимому сторожу школы Jeep Wrangler Jeep. Jeep Wrangler.

В средней школе в Вене ученики решили исполнить заветное желание Фрэнсиса Апрака, отмечая его не…

16 часов ago

Маковый торт с консервированными персиками

4 Такой маковый торт с консервированными персиками подойдет для любого праздника. На праздничном столе он…

17 часов ago